Подписка на новости:


Курс "Основы реставрации. Первая помощь"
(теоретически-практический курс реставрации своими руками)

Вы страстно любите старинные вещи ? И каждый раз, посещая антикварные магазины, ваше сердце сжимается восторгом от такой красоты ? И так хочется купить какую-нибудь икону или старинное полотно. Но внешний вид этих вещей иногда удручает. А возможно, вам от бабушек и дедушек достались семейные реликвии, которые не очень хорошо сохранились, но дороги вашей семье. Тогда этот курс для вас !

Мы не говорим, что вы станете профессиональным реставратором, для этого надо учиться не один год. Но мы гарантируем, что вы получите основы реставрационного мастерства, благодаря которым вы сможете не навредить произведению и предотвратить дальнейшее его разрушение.

На данном курсе мы расскажем (и покажем) не только, что и как вы можете сделать самостоятельно в домашних условиях, но и что делать не стоит, а также категорически запрещено, если Вы не хотите безвозвратно потерять дорогую вам реликвию. Также Вы узнаете, как можно отличить настоящее произведение искусства от подделки.

На кого рассчитан данный курс:

  • На людей, увлекающихся антиквариатом
  • На коллекционеров, которые хотят на равных общаться с реставраторами
  • На детей и внуков художников, которым достается большое художественное наследие
  • На людей, отвечающих за церковное имущество («храмовые завхозы» и матушки), кому необходимо знать правила первой помощи

Программа курса "Основы реставрации (первая помощь)"

Занятие 1

1. Введение в курс "Основы реставрации". Задачи и цели реставрации
  • Реставрационная мастерская Академии художеств Санкт-Петербурга.
  • Известные реставраторы мира.
  • Что нельзя делать с произведениями искусства без специального образования. Последствия таких «экспериментов».
2. Превентивная консервация:
  • Как хранить произведение, чтобы оно дольше оставалось в хорошем состоянии.
  • Влияние температуры, влажности и света, как можно приблизительно регулировать влажность, без специальных приборов.
  • В каких местах нельзя хранить произведения искусства и почему.
  • Как проверить есть ли в деревянных изъеденных произведениях живые личинки жучков.
  • Хранение графики.
3. Перевозка произведениий искусства:
  • Как упаковывать и перевозить произведения в зависимости от времени года и материала произведения.
Работа реставратора:
Работа реставратора  Работа реставратора  Работа реставратора  Работа реставратора

Занятие 2

1. Теория: (1,5 часа)
  • Виды разрушений в живописи.
  • С какими из них можно справится самому и как. Что трогать нельзя и почему. Как можно безвозвратно испортить произведение.
  • Шелушение и небольшой кракелюр: с этим можно и нужно бороться. Как выглядит, что необходимо делать. Подробная инструкция как укреплять поверхность.
2. Практика (1,5 часа) - укрепление иконы:
  • Делаем эмульсию.
  • Предварительная обработка поверхности .
  • Нанесение эмульсии.
  • Укладывание шелушения /кракелюра.
  • Прессование.
Примеры повреждений и их устранение:
Шелушение-что можно укрепить дома Прорыв холста Поражение жучком-точильщиком и трещина древесины Кракелюр и разложение лака

Занятие 3

1. Теория (1 – 1,5 часа)
  • Этические нормы и правила реставрации.
  • Что имеет право делать реставратор. Фотофиксация на этапах работы.
  • Общение реставратора с заказчиком:
  • Какую информацию и в каком объёме реставратор обязан Вам предоставить по требованию.
2. Практика (1,5 – 2 часа) - продолжаем укреплять икону:
  • Удаляем эмульсию
  • Постановка примитивной заклейки на сильно разрушающихся участках
Примеры повреждений и их устранение:
Укрепление шелушений Ожоги Деформация холста Укрепление отщепа

Занятие 4

1. Теория (1 час)
  • Лекция о традиционных и современных материалах и методах в реставрации.
  • Как реставрировали на Руси, и последствия такого подхода.
  • Музейный и церковный подход к восполнению утрат.
  • Технология живописи и материалы. Отличия акварели, гуаши, темперы натуральной и синтетической, акрила и масла.
  • Информация о действительной ситуации на рынке материалов. У каких производителей качественные материалы.
2. Практика (2 часа)
  • Удаление загрязнений на лицевой и тыльной сторонах, в том числе из-под планок подрамника.

Акварель Акрил Сухие пигменты Темпера натуральная

Занятие 5

1. Теория (1 -1,5 часа)
  • Золочение и его виды.
  • Гвозди, их опасность, процесс удаления и замены.
  • Оклады, технология их чистки.
  • Как защитить масляную живопись на холсте от прорывов и провисания (подрамники, клинки, конвертация).
2. Практика: (1,5 – 2 часа)
  • Натяжка холста на подрамник.

Золочение Золочение в живописи (современный метод) Подрамник и рама Подрамник раздвижной, клинки

Занятие 6

1.Теория
  • Подделки
  • Знаменитые подделки - как это было в истории.
  • Ситуация в настоящее время. Что и как можно определить без эксперта.
  • Фотография - помощник в определении подделки.
  • Что могут показать современные методы исследования: спектроскопия, ультрафиолет, инфракрасное излучение , рентген.
  • Подписи, графизмы.
  • Нарисованный кракелюр.
  • Беспринципные подделки икон в начале 20 века.
2. Практика (1,5 часа)
  • Продолжение начатой ранее работы.

Макросъемка кракелюр Нарисованый кракелюр (икона) Подделки Подписи (Айвазовский) Проба Съемка в ультрафиолете Условные тонировки Ультрафиолет и микроскоп: как светятся разные пленки

Стоимость курса 8200 (6 занятий), все материалы входят в стоимость.
Продолжительность занятия 3 академических часа).

 Ведет курсы преподаватель: София Геннадьевна Филимонова

Вы ранее у нас не занимались и сомневаетесь в квалификации преподавателя данного курса?
Узнайте больше о творчестве и мастерстве преподавателя: