Обзор материалов, применяемых в масляной живописи, акварели, пастели
Наши ученики, начиная заниматься масляной живописью, интересуются, какие материалы лучше использовать для своих работ.
Каждый человек обладает своей неповторимой индивидуальностью. И если Вы решили заниматься изобразительным искусством, попробуйте себя в разных техниках и материалах, в различных жанрах - портрет, пейзаж, тематические картины. Кто-то любит яркую, декоративную живопись, кто-то по своей природе график и любит сложную, детализированную живопись.
В наше время существует огромный выбор материалов для творчества. Для занятий живописью и графикой необходим грамотный подбор материалов.
Материалы для масляной живописи
Для учебных работ в технике масляной живописи очень хороши краски серий "Ладога" и "Сонет" Санкт-Петербургского завода художественных красок "Невская палитра". Многие из этих красок вместо натуральных пигментов содержат аналоги, на тюбиках они обозначены буквой "А". Эти краски вполне пригодны для учебных и творческих работ. Краски "Мастер-класс" содержат натуральные пигменты, они более качественные, светостойкие и хороши для серьёзных творческих работ.
Качественные краски также производит Подольский завод. Эти краски, особенно с коричневыми и охристыми пигментами, имеют красивые и оригинальные оттенки. Также в продаже имеется большой выбор качественных красок иностранного производства фирм "Виндзор-Ньютон", "Меймер", "Old Holland" и т.д.
В живописи смешивать краски разных производителей не рекомендуется , т.к. производители применяют разные компоненты, масла, смолы, наполнители, которые со временем могут дать нежелательные реакции - потемнение и растрескивание красочного слоя, изменение цвета и т.д.
Для разведения масляных красок применяют разбавители: №1 Уайт-Спирит, №4 Пинен, Уайт-спирит даёт более матовую поверхность живописи. Пинен лучше сохраняет глянец и красочный слой, меньше "тухнет". Тройник, смесь 1/3 пинена, 1/3 лака, 1/3 масла, применяется в живописи для разведения красок, для лучшего сцепления красочных слоёв и улучшения оптических свойств красок.
Также в живописи применяются лаки, масла, смолы. Лаки используются для создания глянцевой, стекловидной прозрачной поверхности, для покрытия живописи защитной плёнкой.
Как основа для масляной живописи применяются грунтованный картон, холст на картоне, холст на подрамнике, а также на доске, фанере, оргалите и т.д. Лучшей основой для живописи считается холст. Он даёт больше возможности для создания разных фактур, на нём можно использовать больше технических приёмов. размер холста может быть очень крупным, что невозможно при использовании других основ. Холст на подрамнике подвижен и "пружинит", что даёт большую лёгкость и пластичность в нанесении мазков. Холст на картоне также хорош для живописи, но он ограничен в размерах и менее пластичен. Грунтованный картон очень удобен и доступен по цене. Хотя у него меньше фактурных и технических возможностей, но работа по гладкой, ровной поверхности очень полезна.
Для масляной живописи необходимо иметь набор кистей не только из щетины и синтетики, но и колонковые и беличьи кисти для работы над тонкими деталями и для лессировок - тонких, прозрачных слоёв в живописи.
Для начинающих занятия масляной живописью достаточен следующий набор красок, кистей, разбавителей:
Краски масляные (любой фирмы, подходящей Вам по цене)
- Белила титановые большая
- Охра светлая
- Кадмий лимонный
- Кадмий желтый средний
- Кадмий красный светлый
- Английская красная
- Сиена натуральная
- Краплак розовый
- Краплак красный
- Араратская зеленая
- Изумрудная зеленая
- Ультрамарин синий светлый
- Кобальт синий средний
- Небесно-голубая или церуллеум
- Индиго
- Марс оранжевый прозрачный
- Марс коричневый темный
- Кость жженая
Холст на подрамнике:
- 30 на 40
Кисти и другие материалы:
- Кисти щетина плоские и круглые - №20 1 шт., средние №13-№8 — 5-6 шт., несколько мелких.
- Пинен №1 - 2 шт.
- Тройник №2 - 220 мл. 2 шт.
- Маслёнка - 2 шт.
- Палитра (большая деревянная)
- Тряпки (ветошь)
Материалы для акварели
Акварель - удивительная по своим возможностям техника. Акварель позволяет работать и в графической манере, с тончайшей проработкой деталей, и в свободной "этюдной" манере. Существует множество приёмов и техник работы акварелью: по сухому, по сырому, "а ля прима", т.е. в один приём. Очень хороши комбинации различных техник. Для работы акварелью необходимы колонковые или беличьи кисти разных размеров. Для начинающих достаточно иметь маленькую кисть №4 и большую №14.
Для акварельной живописи лучшими считаются краски "Ленинград", "Санкт-Петербург" производства завода "Невская палитра". Также хороши краски "Виндзор-Ньютон" английского производства.
Лучшей бумагой для акварельной живописи отечественного производства является бумага фабрики ГОЗНАК. Существует много сортов бумаги для акварельной живописи и художнику полезно работать на разной бумаге, чтобы найти свою, наиболее подходящую для свое индивидуальности.
Кисти для акварели «Рублёв» №2 – 2 шт., №3 - 2 шт., №4 - 2 шт., №5 - 2 шт., №6 - 1 шт., №7 - 1 шт., №8 - 1 шт., №13 - 1 шт., №20 - 1 шт.
Материалы для пастели
Пастель - очень красивая техника. Она одновременно заключает в себе возможности и живописи, и графики. Красивая матовая поверхность, изысканные оттенки и перепады отличают эту технику.
Пастель бывает сухая и масляная. В сухой пастели частицы пигменты соединены различными клеями. В масляной пастели в связующее добавлены масло, воск и другие составляющие.
Существует специальная бумага для пастели различных оттенков и фактур. Также выпускаются пастельные карандаши для работы над тонкими деталями.
Техника рисунка - это не только умение компоновать, передавать пропорции, грамотно строит форму, но и высокая культура исполнения, красивая техника. Бесконечно разнообразен ассортимент материалов для рисунка: графитный карандаш, ретушь, сепия, уголь,соус. Применение различных материалов обогащает художника, даёт почувствовать сложность и разнообразие графических техник и приёмов.
Желаем Вам творческих успехов!